Государственное учреждение образования «Моисеевщинский учебно-педагогический комплекс детский сад - средняя школа Борисовского района»
телефон: 77 34 31
email: upkmoiseevshchina@rooborisov.by
222151 Минская область, Борисовский район, аг. Моисеевщина, ул. Центральная, 5

Защитим наших детей от насилия!

         Признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних

 

1.1.Физические признаки

 

Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия), переедание (булимия).

 

Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:

 

ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;

порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;

синяки и / или кровотечение в области половых органов или анального отверстия;

жалобы на боль и зуд в области гениталий;

повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;

инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;

повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

недержание мочи;

болезни, передающиеся половым путем;

беременность.

Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют «медицинских» следов.

 

1.2. Изменения в выражении сексуальности ребенка

 

странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;

чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;

сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;

соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;

необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; мастурбация, трение о тело взрослого и др.).

1.3. Изменения в эмоциональном состоянии и общении

 

трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;

частая задумчивость, отстраненность;

постоянная депрессивность, грустное настроение;

нежелание принимать участие в подвижных играх;

непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;

чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;

терроризирование младших детей и сверстников;

чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;

возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;

отчуждение от братьев и сестер;

жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);

рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;

утрата туалетных навыков (чаще всего это касается малышей), у подростков – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»).

1.4. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки

 

прогулы занятий в учреждении образования;

внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;

неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);

принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

1.5. Изменения самосознания ребенка

 

снижение самооценки;

отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;

саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;

мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки.

1.6. Появление невротических и психосоматических симптомов

 

беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком;

боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;

сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;

боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);

головная боль, боли в области желудка и сердца;

навязчивые страхи;

расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).

Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии

  • Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.
  • Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.
  • Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
  • Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
  • Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
  • Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.
  • Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
  • Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
  • Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко.
  • Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
  • Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.
  • Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел)) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
  • Обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
  • Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже, если нет видимых повреждений.
  • Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечно-сосудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать в обязательном сопровождении педагога.
  • Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
  • После окончания разговора сделайте подробную запись.

             Помните: интересы ребенка выше всего остального!

Заместитель директора

по воспитательной работе

Гусачонок В.А.

Версия сайта для слабовидящих